№ 130
Семинар-тренинг «Что значит угодить по-русски или по-английски» (05 августа 2018)
В первой половине семинара рассмотрим варианты ответов на вопрос: что значит угодить по-русски и по-английски?
Во второй половине займемся исправлением ошибок, пользуясь подсказками в книге Екклесиаста (1: 4, 9; 2: 2, 20, 21, 26; 3: 1, 11, 22; 4: 17; 5: 19; 6: 9, 10; 7: 11, 12, 19, 24; 8: 8, 11, 14; 9: 1–18; 10: 1–20.
№ 129
Семинар-тренинг «Итак, учитесь от слов моих, и получите пользу» (Екк. 6: 27)» (22 июля 2018)
Читаем Книгу Екклесиаста, применяем мудрость и премудрости, получая пользу.
№ 127
Семинар-тренинг «Последствия искажения понятий о любви» 03 июня 2018)
«Искаженное представление о любви — это мина замедленного действия» – так было названо интервью с ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым. (http://www.patriarchia.ru/db/text/485882.html). Даже если мы знаем истину о Любови, что же мешает любить? Может быть, нераспознанные «мины», срабатывающие привычно, ежедневно, в рамках общепринятого словоблудия, безумия и неразумения?!!! Искаженных представлений о любви много! Какие бывают искажения представлений о Любви? Что ещё надо «разминировать», то есть исправить. Интересно будет исследовать ощущения этого замечательного действия.
№ 128
Семинар-тренинг «Никогда не говори “никогда” или, например, “некогда» (17 июня 2018)
Много интересных слов и словосочетаний с приставками или частицами «не» и «ни». Мы знаем их значение, правописание. А понимаем ли «как слово наше отзовётся» в разные годы не только своей жизни, но и в следующих поколений. В процессе исправления ошибок прошлых лет, в том числе, отправленных в будущее и ожидающих своего часа проявления, будем учиться анализировать происходящее с помощью языка чувств и эмоций.
№ 126
Семинар-тренинг «К чему ведёт сочувствие, доставшееся в наследство» (6 мая 2018)
Перечислим научные толкования состояния сочувствия:
— «одно из человеческих чувств», сострадание, сопереживание;
— «один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния)»;
— «формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека»;
— «возможности понять чужое положение, проникнуться чужим горем, поставить себя на место другого человека» и т.п.
При этом к общепринятому мнению можно отнести следующее описание страдания: совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений, при котором живое существо испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки, страх».
Радует Большая энциклопедия по психиатрии (2-е изд., 2012), в которой «страда» и «работа» – слова синонимы, и это правда! Сочувствие и страдание не одно и то же. Да и все остальные выше перечисленные определения сочувствия не соответствуют действительности. Это утверждает менее распространённое мнение: «Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полу-ангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх» (Ильин И. «Творчество А.М. Ремизова»).
В первой части семинара мы рассмотрим последствия массового распространения искажённого смысла слов «сочувствие», «сострадание». А во второй части будем исправлять ранее допущенные или/и полученные в наследство ошибки, преумножающие негативные состояния людей.
№ 125
Семинар-тренинг «Чем черт не шутит …» (22 апреля 2018)
Некоторые люди усиливают своё эмоциональное восприятие каких-либо событий возгласами, так или иначе упоминающими инфернальных (лат. infernalis адский) сущностей. У многих, например, «чертыханье» вошло в привычку. Есть выражения, в которых одновременно говорится о Боге и чёрте или прочих слугах Сатаны: «Боже мой, что за погода! Черт знает, какой дождь!..» Или: «Чем чёрт не шутит, пока Бог спит». А когда Бог спит? А почему, с кем и как в это время «парнокопытный» шутит? А делать-то потом что?!!!
В первой части семинара ответим на вопрос: почему Ориген (ок. 185 г. – ок. 254) – знаменитый христианский богослов и философ считал, что о природе и способе действия диавола и служителей его умолчали апостолы. Во второй части будем исправлять ранее допущенные ошибки.
№ 124
Семинар-тренинг «Скрытые и явные последствия неправильного применения слов “нельзя” и “запрещаю”» (8 апреля 2018)
Общеславянское слово nelьzě (ne lьzě) имело значение – «не можно».
Слово «запрет» происходит от индийского понятия «прет» – голодный дьявол (злой дух) + [за]. Считалось, что, нарушая запрет, человек уподоблялся голодному духу. У славянских народов синонимом слову «прет» было слово «грозить», то есть внушать опасения, предвещать беду.
В современных семьях часто применяется слово «нельзя», приравнивая его к запрету, а сам запрет представляют как метод противостояния с неблагонадежными членами семьи.
Каждая семья – это мини-государство, в котором из-за неправильных запретов и «нельзя» по разным поводам разыгрывается немало трагедий с участием детей и взрослых. Возникает вопрос: если не запрещать то, что надо делать в семье для достижения добровольного согласия?
№ 123
Семинар-тренинг «Каким бывает влияние на нашу жизнь праздника и отношения к нему» (25 марта 2018)
Считается, что слово «пра́здник» заимствовано из старославянского и произошло от слова праздьнъ — «праздный», то есть «свободный от работы». В русском языке ему соответствует слово «поро́жний», со значением «пустой». Что значит выражение «праздный образ жизни», «пра» и «здник»? В процессе семинара-тренинга исправим ошибки восприятия методов проведения праздн(ичн)ых дней, а для этого проанализируем возможные ответы на следующие вопросы:
- что бывает поводом для праздника, всегда ли мы знаем (знали) и правильно понимаем его историю?
- грешно ли в праздник работать?
- а если в праздник не работать, то чем заниматься, когда, где и с кем?
- почему 8 марта на озерах, прудах и реках рыбаков больше, чем в другие праздники?
- почему считается необходимым (обязательным) поздравлять с праздником и что-либо дарить?
- для кого бывает много или мало праздников?
- каково бывает отношение людей к чужим праздникам и чуждым методам празднования, представляет ли собой день рождения чужой праздник?
№ 122
Семинар-тренинг «Ответственность – что это? Почему она может вызывать страх» (11 марта 2018)
На семинаре обсудим значения слов «ответ» и «ответственность». Сравним их с наиболее распространенными понятиями об ответственности перед самим собой, а также в сферах семейных, общественных и деловых отношений.
Рассмотрим эпизоды отношений, которые можно было бы классифицировать как ответственные и/или безответственные. При этом будем работать с отношениями, вызывающими страх перед кем-либо в семье, перед обществом, государством, страх за себя (свою участь), своих близких, коллектив или страну. По ходу дела разработаем альтернативы страху из-за безответственности и/или перед ответственностью. А наши рассуждения будем чередовать с проведением лабораторного (от средн. лат. laboro «работаю») практикума с целью исправления ошибок выявляемых согласно принципу: каков вопрос, таков(а) и ответ(ственность).
№ 121
Семинар-тренинг «Путешествие во времени. Практика исправления негативных отношений к прошлым, настоящим и будущим событиям».
Аннотация» (25 февраля 2018)
«Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» (Екклесиаст, гл. 10 стих 20). «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Екклесиаст гл. 8 стих 11).
Память каждого из нас хранит ошибки собственного сознания и доставшиеся по наследству, а также – чужие, адресованные нам и/или нашим детям, и те, которые были засвидетельствованы без должного применения ума. Ошибки, будь они результатом недостатка ума–разума или злых намерений, могут оставаться в прошлом, перемещаться вместе с настоящим и, когда-то или кем-то могли быть отправлены в будущее, чтобы поджидать нас за очередным поворотом реки текущего времени. «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее» (Екклесиаст, гл. 3 стих 15). Стоит ли дожидаться очередного часа расплаты за ошибки или …?!
Весь семинар-тренинг будет ориентирован на выявление и последующего исправления наиболее значимых ошибок прошлого, настоящего и отправленных в будущее.